ПЕТРОВСКИЙ Артур

ПЕТРОВСКИЙ Артур
Владимирович (р. 1924) — российский психолог, философ, педагог. Специалист в области истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теоретической психологии. Автор концепции деятельностного опосредования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной концепции развития личности; концепции политической истории психологии; трех-факторной модели значимого другого; матричного представления категориальной системы психологии. Д-р психологических наук (1966), профессор (1967), чл.-кор. АПН СССР (1968). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968—1976). Д. чл. АПН СССР (1971). В 1972-73 -чл. Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллективной монографии Learning to be (1972), которая была издана в 40 странах (за исключением СССР). Вице-президент АПН СССР (1976-79). В декабре 1991 г. П. назначен президентом-организатором Российской академии образования (РАО). Избран д. членом РАО (1992) и Президентом РАО (1992-1997). Чл. коллегии Мин. общ. и проф. образования РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992— 1998). Иностранный чл. АН Украины (1996). В 1997—1999 — ак.-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. С 1999 — консультант ректората УРАО. Чл. редкол.: журналов Вопросы психологии, Вестник МГУ. Серия 14. Психологияи др.; Российской педагогической энциклопедии (т.1, 1993; т.2 1999). Засл. деятель науки РФ (1994). Награжден рядом отечественных и зарубежных орденов и медалей, в том числе орденом Знак Почета (1983); орденом Великой отечественной войны и медалями. В 1997 был удостоин премии Правительства РФ (совместно с М.Г. Ярошевским) за научно-практическую разработку Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях. В 1999 указом Президента РФ награжден орденом Почета. Участник ВОВ. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действующую армию. В 1943, окончив экстерном школу рабочей молодежи, был принят на фак-т русского языка и литературы Чка-ловского педагогического ин-та (ныне Оренбург). В 1947 окончил тот же фак-т Московского городского педагогического ин-та им. В.П. Потемкина (МГПИ). Окончив аспирантуру кафедры психологии МГПИ, в 1950 защитил канд. дис: Психологические воззрения А.Н. Радищева . Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психологии Вологодского пединститута (1950— 1952). С 1952 г.— ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемкина. В 1956—1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям педагогических вузов Китая. В 1960 г. (после слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и Моск. госуд. пед. ин-та им. В.И. Ленина) П. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В этот период выходит его первый учебник Психология (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г.А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: Пути формирования основ советской психологии. Результаты исследований были опубликованы в монографии История советской психологии: формирование основ психологической науки (М., 1967). Далеко не сразу освободившись от идеологических стереотипов в оценке советского периода развития психологии, П. уже в 1960-е гг. отвергает представление о педологии как о лженауке и пересматривает другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. В ряде работ впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др. (Вопросы теории и истории психологии: Избранные труды, 1984). С 1966 по 1971 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит первое издание учебника Общая психология для педагогических вузов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: Возрастная и педагогическая психология (1973, 1980). С 1968 г. П. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 заведует кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 П. один из руководителей ВНИК Школа, где разрабатывались принципы и основания реформирования системы образования в СССР, опубликованные в коллективной монографии Новое педагогическое мышление/под ред. П., (1989). Наряду с организационной и педагогической постоянно вел активную научно-исследовательскую работу. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию Психологии личности (с 1999 г. — лаборатория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его руководством исследовались проблемы психологии личности и социальной психологии. В области социальной психологии П. сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений (первоначальное название — стратометрическая концепция), позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей, что позволило впоследствии отказаться от традиционного понимания группы как совокупности эмоциональных связей. Экспериментальными работами сотрудников лаборатории было подтверждено, что сущностную характеристику малой группы определяет не система со-циометрически выявляемых взаимных предпочтений, а опосредование содержанием, целью и ценностями совместной деятельности (Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982). В частности, была показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. В рамках предложенной концепции был введен в научный оборот ряд экспериментальных методик, позволяющих, к примеру, отличать поведение конформное и нонконформное от самоопределения личности в группе. (Психологическая теория коллектива/под ред. П. М., 1979). Дифференциация групп дала возможность сформулировать новую концепцию лидерства, в определенной степени реабилитирующую теорию черт лидера. Эксперименты подтвердили, что в высокоразвитых группах черты лидера весьма разнообразны и практически не поддаются исчислению. Однако в общностях низкого уровня развития (например, в криминальных группировках) лидера, как правило, характеризует весьма ограниченный набор негативных качеств личности. Была также обоснована трехфазная концепция развития личности, выявившая закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе была предложена возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе (Психология развивающейся личности/ ред. и соавтор, 1987). С этих позиций подверг критической переоценке концепцию соотношения личности и психики, а также принцип ведущей деятельности, сформулированный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, позднее Д.И. Фельдштейном. В теории межличностных отношений, опираясь на концепцию отраженной субъектности В.А. Петровского, предложил трехфакторную модель значимого другого, где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость другого человека, выступают властные полномочия (зависимость-независимость), аттракция (привлекательность) и рефе-рентность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого. (История и теория психологии, в 2-х тт. М., 1996). В конце 90-х гг. разрабатывал особую область историко-психологического исследования — политическую историю психологии, предметом которой является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах (Психология России. XX век, 2000). С 1996 г. совместно с М.Г. Ярошевским и В.А. Петровским начал разрабатывать проблемы теоретической психологии, предметом которой является рефлексия психологической науки, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы, основные принципы исследования. На основании философских идей B.C. Соловьева был предложен принцип построения категориальной системы, который предполагает постоянные переходы категорий психологии от сущности к явлению и от явления, как новой сущности, к новым явлениям. Это позволило разработать совместно с В.А. Петровским категориальную систему, характеризующую психосферу как результат встречной детерминации биосферы и ноосферы (биологической и культурно-исторической детерминанты). Предложенная категориальная система представляет собой матрицу, где ряд кластеров (субстанциональность, направленность, активность, когнитивность, пристрастность, событийность, действительность) пересекаются с пятью уровнями психоферы (биоцентрический, протопсихологический,базисный психологический, метапсихологический и социоцентрический). Эти пересечения позволяют видеть как филогенез, так и онтогенез психического. Показано, что каждая выделенная в этой системе категория становится основанием для порождения соответствующих психологических теорий. Но ни одна из них не может претендовать на то, чтобы стать общей теорией психологии. Подчеркивается, что нельзя найти общую клеточку, из которой вырастает вся психологическая наука. Отсюда был сделан вывод, что каждая категория в матрице является основанием для построения отдельной теории среднего уровня (по Парсонсу) или куста подобных теорий (Основы теоретической психологии /в соавт. с М.Г. Ярошевским, 1998, 2000; Теоретическая психология/в соавт. с М.Г. Ярошевским, 2001). П. является редактором и автором основных вузовских учебников по психологии, рекомендованных МО РФ, в том числе: Социальная психология (1978); Введение в психологию (1995, 1996); Психология (в соавт с М.Г. Ярошевским ,1999—2003). Автор многих научно-популярных и публицистических книг: Беседы о психологии (1962); Популярные беседы о психологии (1976); Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии (1996); Откровенно говоря (1997); Записки психолога (2000) и др. Научный консультант ряда полнометражных фильмов, отражающих проблемы психологии: Семь шагов за горизонт, Я и другие, Жгучие тайны века, Дерзайте! Вы талантливы!, Если не я, то кто же?, Чучело и др. Книги П. переведены на 16 иностр. языков: английский, немецкий, испанский, датский, финский, китайский, японский и др. Особое место в творческой деятельности П. занимает подготовка словарно-справочных изданий. Он является редактором (совместно с М.Г. Ярошевским) ряда психологических словарей: Краткий психологический словарь (М., 1985 /пер. на англ., словацкий, чешский, испанский языки/; 1998); Психология. Словарь (1990). Разработал проект создания Психологического лексикона в 6-ти тт., является его главным редактором. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕТРОВСКИЙ Артур" в других словарях:

  • ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович — (р. 1924) российский психолог, академик (1992) и президент (с 1992) Российской академии образования. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Петровский Артур Владимирович — (род. 14.05.1924) отечественный психолог. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в действующую армию. После демобилизации работал на военном заводе, окончил ремесленное училище, затем школу раб …   Психологический словарь

  • Петровский Артур Владимирович — (род. 14.05.1924) отечественный психолог. Биография. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в действующую армию. После демобилизации работал на военном заводе, окончил ремесленное училище, затем школу рабочей молодежи. Окончил… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Петровский, Артур Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петровский. Петровский, Артур Владимирович Дата рождения: 14 мая 1924(1924 05 14) Место рождения: Севастополь Дата смерти …   Википедия

  • Петровский Артур Владимирович — (р. 1924), психолог, академик (1992) и президент (1992 97) РАО. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности. * * * ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924), российский… …   Энциклопедический словарь

  • ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович — (1924 2006) российский психолог, философ, педагог. Спец. в обл. истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теорет. психологии. Авт. концепции деятельностного опосредования межличностных отношений;… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Петровский, Артур Владимирович — (1924 2006)    Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член корр. АПН СССР (1968). Академик секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968 1976). Действительный член АПН СССР (1971). В… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Петровский, Артур Владимирович — (р. 14.05.1924) спец. в обл. теории и истории психол., филос. образования; д р психол. наук, проф. Окончил филол. ф т МГПИ (1947) и асп. по кафедре психол. там же (1950). Работал проф., зав. кафедрой психол. МГПИ им. В.И. Ленина (1966 1972). Зав …   Большая биографическая энциклопедия

  • Петровский, Артур Владимирович — (р. 1924)     д р психологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1971; Отделение психологии и возрастной физиологии), вице президент (1976 79) и президент РАО (1992 97), консультант ректората Университета РАО.    (Бим Бад …   Педагогический терминологический словарь

  • ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович — (р. 14.5 1924, Севастополь), психолог и педагог, акад. РАО (1992; акад. АПН СССР с 1971), през. РАО (1992 97), д р психол. наук (1966), проф. (1968). Засл. деятель науки РФ (1994). Окончил Моск. гор. пед. ин т им. В. П. Потёмкина (1947).… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»